Профилактика игровой зависимости у детей и подростков

Организация работы с педагогами. Методические рекомендации

развернуть

Методические рекомендации. ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ДЕТЕЙ  скачать          

Методические рекомендации по профилактике игровой зависимости  скачать

Дискуссия для педагогов «Причины возникновения кибераддиктивного поведения у подростков»   скачать

свернуть

Организация работы с родителями (законными представителями) по предупреждению игровой зависимости у детей и подростков

развернуть

Памятка для родителей. Зависимость от компьютера. Что это?   скачать

Рекомендации родителям по профилактике компьютерной зависимости   скачать

Сценарий родительского собрания   скачать

 

свернуть

Организация работы с подростками по профилактие игромании.

развернуть

Круглый стол "Компьютер: ЗА и ПРОТИВ"  скачать

Памятка для подростков "Зависимость от компьютера – что ЭТО?"   скачать

Работа с подростками. Коррекционно-развивающая программа. 12 занятий   скачать

 

свернуть

Игромания в вопросах и ответах. Авраменко В.В.

развернуть

 

ИГРОМАНИЯ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ

ВОПРОСЫ:

1.Существует ли связь между особенностями воспитания ребенка в семье и формированием игровой зависимости?

2.Какие факторы влияют на возникновение игровой зависимости: биологические, социальные, психологические?

3.В чем заключается проблема созависимости?

4.Каков алгоритм действий учреждения образования в случае выявления учащихся с игровой зависимостью?

5.Психологическая помощь учащимся с игровой зависимостью в учреждении образования.

6.Какой диагностический инструментарий целесообразно использовать в учреждении образования для изучения и выявления игровой зависимости у несовершеннолетних?

7.Какие условия необходимо соблюдать, чтобы увлечение компьютерными играми не переросло в диагноз?

8.Наиболее эффективные методы и техники преодоления игровой

9.Принципы организации ранней профилактической работы по предупреждению у несовершеннолетних игровой зависимости.

10.Стадии формирования кибераддикции.

11.Критерии и симптомы игровой зависимости.

12.Как можно организовать работу педагогов при выявлении учащихся с игровой зависимостью?

13.Взаимодействие классного руководителя (куратора) с родителями (законными представителями) по профилактике игровой зависимости у подростков и младших школьников.

ОТВЕТЫ:

1.Существует ли связь между особенностями воспитания ребенка в семье и формированием игровой зависимости?

— Так, В.Д. Москаленко описаны деструктивные роли, которые играют родители в дисфункциональных семьях: требовательный родитель, критикующий родитель, сверхопекающий, отстраненный, ответственный родитель. Дети в дисфункциональных семьях также принимают на себя определенные роли: герой семьи, проблемный ребенок, потерянный ребенок и талисман семьи. Общими особенностями детей, исполняющих все эти роли, являются: душевная боль, страх, стыд и вина, что напрямую влияет на предрасположенность ребёнка к зависимому поведению.

Гипер или гипоопека являются еще одним микросоциальным фактором, способствующим формированию неуверенности в себе, социальной дезориентации, страху неудач и в результате формированию зависимости. Особенно, необходимо отметить стиль воспитания родителей, имеющих созависимость, поскольку эта одна из основных причин возникновения различных форм зависимости у детей.

Деструктивные семьи, авторитарный стиль воспитания, доминантность матери, дефицит эмоций, атмосфера бездуховности в семье, педагогическая запущенность, созависимость и т.п., желание родителей видеть детей дома за компьютерной игрой, под мнимым присмотром, а не на улице.

Отсутствие или недостаток общения и тёплых эмоциональных отношений в семье; отсутствие серьезных увлечений, интересов и привязанностей, не связанных с компьютером; неумение налаживать социальные контакты; отсутствие друзей; сложности в обучении; жажда приключений, которую легко можно утолить в компьютерных играх.

Не учитываются особенности подросткового возраста. Здесь зарождается одно из центральных новообразований подросткового возраста – чувство взрослости – новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими, находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми и перестраивает свою деятельность». Подросток, желая стать полноценным участником взрослой жизни, субъективно начинает считать себя взрослым, ощущая свои возросшие возможности, чувствует себя личностью, желает участвовать в общественной жизни и принимать ответственные решения, претендуя на самостоятельность и расширение своих прав. Эти процессы сопровождаются обостренным чувством собственного достоинства и ограждением своих интересов от любых посягательств и контроля со стороны взрослых. Всякое ограничение самостоятельности и инициативы, вызывая противодействие, порождает конфликтность и барьеры в общении.

Общение со сверстниками выступает ведущим видом деятельности подростка (друзья, трагедии, любовь) и незнание родителей об отношениях их детей. Основной проблемой на этом этапе является вхождение в группу на правах равенства и сотрудничества, а постоянное взаимодействие с товарищами и стремление занять среди них достойное место выступает доминирующим мотивом деятельности и поведения. А. В. Матюхина, говоря о болезненном интересе подростка к своей внешности и другому полу, порожденных физическим и половым созреванием, указывает на интимно-личностные, эмоционально насыщенные множеством переживаний отношения. Безответная симпатия и неудачный опыт первых отношений способны вызвать сильные переживания и повлечь тяжелые последствия в будущем.

- Не найдя верные стратегии поведения в отношениях со взрослыми и сверстниками, подростки испытывающие трудности в социальной адаптации и при решении собственных проблем, находят свое спасение в игровом эскапизме.

- Современный подросток организует свободное время в зависимости от потребностей, возможностей и интересов, которые с легкостью может удовлетворить в компьютерной игре, привлекающей новизной, яркостью, и огромными возможностями киберпространства.

2.Какие факторы влияют на возникновение игровой зависимости: биологические, социальные, психологические?

К биологическим факторам относятся: степень изначальной толерантности, органические поражения мозга, отягощение наследственности, хронические болезни.

В группу социальных факторов, влияющих на формирование зависимости, входят: стрессы, связанные с процессами, протекающие в обществе и в учреждении образования (конфликты, угрозы, неуспеваемость), доступность интернета; неосознание степени грозящей ответственности, мода, влияние группы, социальная дезориентация и микросоциальные условия (семья, класс, друзья, любовь).

В группу психологических факторов входят тип акцентуации, привлекательность возникающих ощущений, выработка гедонических установок (поиск удовольствия), стремление к самоутверждению, любопытство, наличие психологических травм в различных периодах жизни (младенческие травмы играют ведущую роль в формировании зависимости - повторение травмирующей ситуации в младенчестве приводит к нарушению развития и переходу в состояние апатии и отстраненности, что в будущем способствует формированию зависимости. Ранние травмирующие ситуации приводят к низкой аффективной толерантности, не способности позаботиться о себе и нужде в ком-то или чем-то. В результате чего неживой объект может заменить человеческие отношения).

Личностные факторы, оказывают огромное влияние на формирование и развитие зависимости – нежелание брать на себя ответственность и принимать решения, несамостоятельность, ранимость критикой, неумение отказать, страх одиночества и желание его избежать; неудовлетворённость своим ролевым поведением;  уязвимость и дефекты в сфере эмоциональной саморегуляции; низкую дифференцированность «Я», неустойчивую или заниженную самооценку, колебания переживаний между беспомощностью и всемогуществом своего «Я»; сложности в сфере межличностных отношений.

3.В чем заключается проблема созависимости?

Созависимость — это концентрация на болезни другого, полное поглощением тем, чтобы управлять поведением другого человека, совершенно не заботясь об удовлетворении своих потребностей. Все проблемы больного зачастую воспринимаются родными как свои собственные. Созависимость проявляется апатией, навязчивыми мыслями и чрезмерной плаксивостью. Созависимый часто вместо местоимений вроде «он», «его», «я» обобщает себя с алкоголиком «мы», «нас» и пр. Например, «мы уже все перепробовали» или «нас прокапывали» и пр. Созависимые склонны отрицать проблемы в семье, утаивать пагубную страсть родного человека. Они полностью сконцентрированы на жизни зависимого. Длительное пребывание в таком состоянии приводит к развитию различных заболеваний, как психических, так и соматических, предупреждают специалисты. Созависимость связана непосредственно с воспитанием и незавершенностью стадии установления психологической автономии, самостоятельности детей от родителей. Созависимость развивается так же как реакция и неправильное приспособление в случае, когда первичная болезнь связана с алкоголизмом или наркоманией.

 

4.Каков алгоритм действий учреждения образования в случае выявления учащихся с игровой зависимостью?

Как работа с детьми группы риска:

- беседа с родителями;

- анализ микросреды (отношения в классе (группе), друзья, значимые взрослые, успеваемость, занятость во внеклассной работе, отношения с педагогами);

- беседа с учащимся;

- консилиум;

- третичная профилактика – коррекционно-развивающая работа (самоконтроль, коммуникация, самооценка, рефлексия).

5.Психологическая помощь учащимся с игровой зависимостью в учреждении образования.

Косвенные формы работы: работа с родителями, работа с педагогами, включение во внеклассную работу, занятость.

Непосредственные формы работы: Работа с ребенком: - консультирование; - тренинг: развитие коммуникативной компетентности (умение общаться, сопереживание, рефлексия, самовыражение, нормы, самоконтроль); формирование навыков конструктивного поведения (приемы саморегуляции, адаптивные формы поведения, коррекция деструктивных форм поведения и реагирования, способы отреагирования негативных эмоций); развитие самооценки и уверенного поведения (мотивация достижения, профориентация, уверенное поведение, самоконтроль).

 

6.Какой диагностический инструментарий целесообразно использовать в учреждении образования для изучения и выявления игровой зависимости у несовершеннолетних?

Диагностика родителей, диагностика младших школьников, диагностика подростков (тест Томаса Такера на выявление игровой зависимости (в модификации Коныгиной И. А.); тест на интернет-аддикцию для подростков (в модификации Коныгиной И. А.) (Т. А. Никитина, А. Ю. Егоров, 2005 год); тест «Определение зависимости от компьютерных игр» А. В. Котлярова; тест-опросник степени увлеченности младших подростков компьютерными играми А. В. Гришиной). См. диагностика родителей, диагностика обучающихся.

 

7.Какие условия необходимо соблюдать, чтобы увлечение компьютерными играми не переросло в диагноз?

В семье: интерес к жизни ребенка, принятие, доверие, доброжелательность и любовь, совместный досуг, занятость ребенка, поддержка, семейные традиции, обязанности у ребенка. контроль и ограничения.

В учреждении образования: микроклимат в классе, вовлеченность во внеурочную деятельность; просвещение, развитие самоконтроля, сопровождение.

 

8.Наиболее эффективные методы и техники преодоления игровой зависимости в работе с детьми и родителями?

Активные – самодиагностика, тренинг, игры, моделирование ситуаций, проблемные вопросы, дискуссии, диалог, групповые формы работы.

Наиболее эффективными для формирования у родителей подростков знаний по вопросам игровой зависимости являются методы:

Опосредованные – листовки, памятки, сайты, видеоролики, телефон доверия

Непосредственные – круглый стол, семинар-практикум, групповые формы обсуждения проблем, моделирование ситуаций, тренинг.

 

9.Принципы организации ранней профилактической работы по предупреждению у несовершеннолетних игровой зависимости.

Основополагающие принципы:

1 – универсальность, проявляющуюся в направленности профилактики на всю природу зависимости и в целом на различные формы аддикций;

2 – единство профилактики и диагностики т.е. включение комплексного диагностического обследования и постоянного контроля динамики изменений, в процессе работы;

3 – принцип научности и системности; принцип последовательности; принцип взаимосвязи, единства сознания, деятельности и поведения;

4 – принцип личностного подхода;

5 – принцип «зоны ближайшего развития»;

6 – конструктивность как построение установки рационального поведения и формирования здоровой личности;

7 – опережающий характер воздействия, проявляющийся в создании стойких положительных установок на рациональное поведение;

8 – комплексность как влияние на различные уровни личности и социального пространства зависимого

В рамках первичной профилактики работа со всеми субъектами образовательного процесса – с педагогами, с родителями, с обучающимися на основе информирования о различных аспектах формирования кибераддикции, обучению медиаграмотности и навыкам безопасного общения с компьютером, отслеживание поведения детей в сети. Советы, памятки, признаки.

Традиционно кибераддикция подразделяется на зависимость от ролевых и не ролевых компьютерных игр. Это разделение имеет принципиальное значение, поскольку природа и механизмы образования психологической зависимости данных типов имеют существенные отличия.

Особенностью ролевых игр является максимальная мотивация игровой деятельности и глубина «вхождения» в игру, детерминированная потребностью принятия роли и бегства от реальности. В зависимости от характера влияния и глубины зависимости выделяют три группы игр: руководительские, игры с видом из глаз и с видом извне на своего компьютерного героя. При прохождении игры психика игрока и игровая матрица образуют систему, иммерсивную реальность (полное погружение пользователя в созданный компьютером мир, создавая у пользователя впечатление, что он "шагнул внутрь" синтетического мира), с определенной степенью устойчивости, располагающей к активному взаимодействию, изменяющему состояние сознания человека. Так А. В. Урсу считает специфическим для кибераддикции «погружение в измененное состояние сознания, которое создает условия для возникновения сильных эмоциональных реакций на события игры и тем самым оказывает стимулирующее действие на играющего».

Для не ролевых игр характерно отсутствие, принятия играющим роли, что меняет специфику и механизмы формирования зависимости, и снижает влияние игры на личность. Здесь мотивацией выступает азарт, желание пройти игру и набор очков в опыте (экспириенс). Группа не ролевых игр включает: аркадные игры, головоломки, игры на быстроту реакции и азартные игры.

Исходя из выделенной классификации кибераддикция может быть представлена социализированной и индивидуализированной формами. Социализированную форму отличает наличие и поддержание социальных контактов. Такая форма зависимости менее пагубна, поскольку игроки не уходят в себя, отрываясь от социального окружения, предпочитая совместные сетевые игры, что препятствует уходу в виртуальную реальность и возникновению психосоматических нарушений.

В рамках вторичной профилактики – коррекцию сложившихся аддиктивных установок подростков, путем создания условий для личностного развития и самореализации, обучения навыкам борьбы со стрессом, конструктивного разрешения конфликтных ситуаций, воспитанию ответственности и развитию социально – адаптивных и адекватных форм поведения, коммуникативной компетентности, выработки навыков уверенного продуктивного поведения.

Третичная профилактика – привлечение специалистов, индивидуальная работа с семьей, психолого-педагогическое сопровождение.

 

10.Стадии формирования кибераддикции.

1.Стадия легкой увлеченности. Игра здесь носит ситуационный характер, еще только запуская механизмы формирования зависимости. Поиграв в компьютерную игру, игрок ощущает удовольствие и положительные эмоции от реалистичной графики, звука, приближенной имитации реальной жизни, фантастических сюжетов и возможности осуществить свои несбыточные в реальном мире мечты. В результате чего стремится повторить действия, удовлетворяющие потребности и доставляющие удовольствие, игра начинает приобретать целенаправленный характер, реализуя неосознаваемую потребность в принятии роли.

2.Стадия увлеченности. Характеризуется появление новой потребности – играть в компьютерные игры. Аддикт стремится к игре, пренебрегая общением с близкими, семейными делами и отдыхом. Мотивация к игре, детерминирована потребностями принятия роли и эскапизмом. Именно здесь мысли человека все чаще и чаще занимает игра и начинается зависимость.

3.Стадия зависимости. На этой стадии происходят основополагающие изменения самооценки и самосознания аддикта и смещение потребности в игре на нижний уровень пирамиды потребностей, что влечет серьезные изменения в ценностно-смысловой сфере личности.

4.Стадия привязанности. Самая продолжительная стадия, характеризующаяся сдвигом психологического содержания в сторону нормы и угасанием игровой активности от игры до игры, без избавления от зависимости. Скорость угасания зависимости зависит от того, на какой из предыдущих стадий остановился аддикт при ее формировании. Если он проходит все стадии развития кибераддикции, то она в зависимости от скорости угасания, может продлиться и всю жизнь. Разбиение процесса формирования игровой зависимости на стадии представляется важным шагом, поскольку предполагает типологизацию аддиктов, что является необходимым условием эффективной профилактики аддиктивного поведения.

 

11.Критерии и симптомы игровой зависимости.

Исследователи выделяют критерии кибераддикции:

сверхценность, эйфория, рост толерантности, симптомы отмены, рецидив, конфликт с окружающими и самим собой;

болезненное, негативное стрессовое состояние или дистресс; ущерб физическому и психологическому здоровью; ущерб межличностному, экономическому или социальному статусу;

нарушения адаптации; ослабление мотивов, препятствующих или конкурирующих с объектом зависимости; учащение межличностных и семейных конфликтов; преобладание рационализации (защитный механизм, при котором противоречивое поведение или чувства оправдываются и объясняются кажущимся рациональным или логичным образом в отсутствие истинного объяснения и делаются сознательно терпимыми или даже достойными восхищения и превосходящими правдоподобными средствами), проекции (механизм психологической защиты, в результате которого внутреннее ошибочно воспринимается как приходящее извне - человек приписывает кому-то или чему-то собственные мысли, чувства, мотивы, черты характера и прочее, полагая при этом, что он воспринял что-то приходящее извне, а не изнутри самого себя), генерализации (возникновение соответствующего поведения, обобщение) и отрицания (механизмам психологической защиты - отказ признавать существование чего-то нежелательного, уход от реальности.) (А. В. Худяков).

Доктор М. Орзак (А. Чистая) выделяют психические и физические симптомы зависимости. К психическим относятся: эйфория и хорошее самочувствие, невозможность остановиться и увеличение количества времени, проводимого за компьютером, пренебрежение семьей и друзьями, проблемы с работой или учебой, ложь, ощущения пустоты, депрессия и раздражение вне компьютера. Физические симптомы проявляются в головных и спинных болях, сухости глаз, синдроме карпального канала, расстройствах сна, нерегулярном питании и пренебрежении личной гигиеной.

Основными критериями, определяющими компьютерную игровую зависимость можно считать нежелание аддикта отвлечься от компьютерной игры и раздражение при вынужденном отвлечении, забывание о домашних делах, рабочих обязанностях, учебе и договоренностях, неспособность спланировать окончание игры, трата больших денег на игру и программное обеспечение, пренебрежение здоровьем, гигиеной, сном и пищей, злоупотребление кофе и психостимуляторами, эмоциональный подъем во время работы с компьютером и регулярное обсуждение игровой тематики. Многие исследователи сравнивают зависимость от компьютерных игр с алкогольной зависимостью и лудоманией. Тростников В. Н., например, сравнивает компьютерные игры с «детским наркотиком».

 

12.Как можно организовать работу педагогов при выявлении учащихся с игровой зависимостью

Гуманизм во взаимодействии с обучающимися, дифференцированный подход, личностно ориентированное оценивание, опора на положительное, создание ситуации успеха, стимулирование познавательной активности, включение во внеурочную деятельность (факультатив, проекты, внеклассная работа); формирование адекватной самооценки, развитие рефлексии, ответственности за выбор, профессионального самоопределения, информирование о зависимостях и правилах медиабезопасности в рамках учебной дисциплины.

 

13.Взаимодействие классного руководителя (куратора) с родителями (законными представителями) по профилактике игровой зависимости у подростков и младших школьников.

Классный руководитель (куратор) – индивидуальная работа, микрогрупповая работа, фронтальная работа; просвещение, рекомендации, консультирование, диспетчерская роль привлечение специалистов.

 

Авраменко Валентина Васильевна

доцент, кандидат психологических наук

свернуть

Диагностика родителей (законных представителей)

развернуть

1 Тест для родителей  скачать

2 Тест для родителей   скачать

3 Тест для родителей младших школьников + рекомендации скачать

свернуть

Диагностика обучающихся

развернуть

1 Скрининг компьютерной зависимости скачать

2 Шкала интернет-зависимости     скачать  

3 Тест игровая наркомания   скачать 

4 Тест для младших школьников   скачать 

5 ТЕСТ НА ИНТЕРНЕТ-АДДИКЦИЮ (зависимое поведение) ДЛЯ ПОДРОСТКОВ  скачать  

6 Тест-опросник степени увлеченности   скачать  

7 ТЕСТ ТАКЕРА НА ВЫЯВЛЕНИЕ ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ   скачать 

свернуть

5-минутки безопасности

развернуть

1 Ролевые и не ролевые компьютерные игры   скачать  

2 Компьютерные игры просто увлечение или реальная опасность   скачать  

3 Репетиция жизни, виртуальный успех, жизнь под маской…   скачать 

4 Как определить зависимость от компьютера   скачать 

5 Подростки и лудомания   скачать 

6 Подростки, лудомания и УК РБ   скачать  

свернуть
поделиться в:
Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь https://mchs.gov.by/
Президент Республики Беларусь https://president.gov.by/ru